Великая Отечественная война стала большой трагедией для советского народа. Она привела к большим материальным потерям и унесла миллионы жизней. Каждый житель страны внёс свой вклад в победу над врагом. Одни из них самоотверженно воевали с врагами на фронте, преодолевая страх и рискуя жизнью. Другие круглосуточно работали в тылу, занимаясь выпуском оружия, боеприпасов, военной амуниции. Женщины, старики и дети рыли окопы, траншеи, противотанковые рвы, строили блиндажи дзоты.
Значительный вклад в дело Победы внесли советские медицинские работники. Их беспримерное подвижничество по спасению раненых советских военнослужащих высоко оценивали, как простые солдаты, так и полководцы Великой Отечественной.
То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, - писал Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян, – по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остается олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности.
За годы Великой Отечественной войны советские медики оказали помощь более чем двадцати двум миллионам раненых из них семнадцать после выздоровления вернулись в строй.
Большая часть советских медиков в годы войны были женщинами. На их хрупкие плечи легла вся тяжесть по оказанию помощи раненым. Воспоминания о тех событиях навсегда остались в памяти врачей, санитарок, фельдшеров. Часть из них была записана студентами Ухтинского и Сыктывкарского госуниверситетов, став составной частью просветительского издания «Память о войне длиною в жизнь».
Через какие трудности пришлось пройти отважным советским медикам? Хирурги оперировали под бомбами, медсёстры перевязывали раны под пулями. Чаще всего медицинская помощь оказывалась под открытым небом. Больных было настолько много, что для них катастрофически не хватало мест в госпиталях. Под новые госпитали переоборудовали обычные школы, институты. Случалось, что заходили в заброшенный дом. На пол стелилась солома, на которой и оказывалась медицинская помощь пострадавшему. Раненые поступали сотнями, поэтому врачи отдых позволить себе не могли. Медики падали в голодные обмороки даже если не было проблем с питанием. Поесть времени не было.
«Сначала было жутко от зловещего воя вражеских самолетов, от разрывов падающих снарядов, – вспоминала санитарка эвакогоспиталя М. С. Горнович. — потом привыкли к бомбежке и разгружали вагоны с ранеными в любое время суток».
Ощущалась острая нехватка врачей. Чаще всего хирургов. В среднем на один госпиталь приходился один врач, хотя должно было быть как минимум три. Персонал госпиталя состоял в основном из девятнадцатилетних девочек. Каждому из медиков приходилось быть и операционной дежурной сестрой, и санитаром, и няней, и наркотизатором. Иными словами, выполнять самую различную работу, не всегда связанную со своими непосредственными обязанностями. Главное было вовремя оказать раненым медицинскую помощь, от которой часто зависела их жизнь.
Медсёстры, санитары шли на фронт добровольно, не имея никакого образования, максимум, что они успевали – это окончить ускоренные курсы. Повышать свой профессионализм позволяла учеба на курсах, которые проходили после окончания работы. Врачи проводили сложные операции каждый день. Выздоравливающие раненые обращались за помощью к медсестрам. Из палат часто можно было услышать просьбы-обращения: «Сестрички, поговорите с нами, спойте».
«Нежное слово «сестрички» заставляло меня вставать и оказывать помощь», – рассказывала М. А. Горнович.
Медсёстры переносили мужчин, которые в два-три раза были тяжелее их самих. Случалось, что раненых приходилось доставлять до госпиталя, который находился на возвышенности и на большом расстоянии. Медсестры думали только как бы быстрее донести раненного солдата и вернуться за другим. У них не было времени размышлять о себе. Превозмогая страх и усталость, они боролись за спасение солдатских жизней.
«Иногда не спали до трех суток, – вспоминала санитарка операционно-перевязочного отделения П. И. Вахнина, – от усталости валились с ног, но все равно продолжали оказывать помощь».
Очень важно было обработать всех раненых, которых при наступлениях было много. Ради спасения человека девушкам приходилось преодолевать свои фобии. Война ломала их страхи. Не хватало медицинских инструментов, медикаментов, перевязочных средств. Выход из ситуации находился благодаря смекалки и находчивости. Вата заменялась мхом, бинты использовались повторно после стирки.
Во время войны повысилась роль пунктов сдачи крови. На них выстраивались огромные очереди доноров. Желающих сдать кровь было очень много. Если до войны на одной станции собиралось около 800 литров крови, то в годы войны данный показатель вырос в несколько раз.
М. А. Горнович вспоминала: «Я восемнадцать раз была донором. И каждый раз отдавала по 450 граммов крови. Каждая сестра знала свою группу и в любую секунду готова была отдать её, чтобы спасти жизнь солдата»
Свой вклад в спасение раненых внесли учёные. Советские учёные разработали новые методы лечения, создали эффективные медицинские препараты. Одним из новых антибиотиков в годы войны стал сульфидин, который затем получил массовое применение. Препарат снизил число умирающих от инфекций на десятки процентов.
«В дни тяжелых для нашей Родины испытаний, – отмечал советский нейрохирург Н. Н. Бурденко, – наша наука воевала со всем наших великим народом».
Таким образом, медицинские работники, преодолевая трудности, смогли до семидесяти процентов раненых вернуть в ряды защитников Родины. Стойкость духа, сплоченность и самопожертвование советских медиков в сочетании с профессионализмом обеспечили победу над врагом.
Источник: Кетова Ю.С. Советская медицина периода Великой Отечественной Войны в воспоминаниях ветеранов Республики Коми // УГТУ. — 2019 г.